Особенности психоэмоционального состояния беременной

Автор: | 26 апреля, 2022

Содержание материнской сферы в течение беременности претерпевает существенное изменение, которое отражается в переживании женщиной симптоматики беременности, в ее внешней активности и психическом состоянии. Все это определяет индивидуальный стиль переживания беременности. В него входят физическое и эмоциональное переживание момента идентификации беременности, переживание симптоматики беременности, динамика переживания симптоматики по триместрам беременности, преимущественный фон настроения по триместрам беременности, переживание первого шевеления, переживание шевелений в течение всей второй половины беременности, содержание активности женщины в третий триместр беременности. Наиболее характерным является переживание шевеления.

Каждый стиль переживания беременности включает

  • физическое и эмоциональное переживание момента идентификации беременности;
  • переживание симптоматики беременности;
  • динамику переживания симптоматики по триместрам беременности;
  • преимущественный фон настроения в эти периоды;
  • переживание первого шевеления и шевелений в течение всей второй половины беременности;
  • содержание активности женщины в третий триместр беременности.
  1. Адекватный. Идентификация беременности без сильных и длительных отрицательных эмоций; живот нормальных размеров; соматические ощущения отличны от состояний не беременности, интенсивность средняя, хорошо выражена; в первом триместре возможно общее снижение настроения без депрессивных эпизодов, во втором триместре благополучное эмоциональное состояние, в третьем триместре повышение тревожности со снижением к последним неделям; активность в третьем триместре ориентирована на подготовку к послеродовому периоду; первое шевеление ребенка ощущается в 16 — 20недель, переживается положительно-эмоционально, приятно по соматическому ощущению; последующие шевеления четко дифференцированы от других ощущений, не характеризуются отрицательными соматическими и эмоциональными переживаниями.
  2. Тревожный. Идентификация беременности тревожная, со страхом, беспокойством, которые периодически возобновляются; живот слишком больших или слишком маленьких по сроку беременности размеров; соматический компонент сильно выражен по типу болезненного состояния; эмоциональное состояние в первый триместр повышенно тревожное или депрессивное, во втором триместре не наблюдается стабилизации, повторяются депрессивные или тревожные эпизоды, в третьем триместре это усиливается; активность в третьем триместре связана со страхами за исход беременности, родов, послеродовой период; первое шевеление ощущается рано, сопровождается длительными сомнениями или, напротив, четкими воспоминаниями о дате, часе, условиях, переживается с тревогой, испугом, возможны болезненные ощущения; дальнейшие шевеления часто связаны с тревожными ощущениями, тревогой по поводу здоровья ребенка и себя, характерны направленность на получение дополнительных сведений, патронаж.
  3. Эйфорический. Все характеристики носят неадекватную эйфорическую окраску, отмечается некритическое отношение к возможным проблемам беременности и материнства, нет дифференцированного отношения к характеру шевеления ребенка. Обычно к концу беременности появляются осложнения. Проективные методы показывают неблагополучие в ожиданиях послеродового периода.
  4. Игнорирующий. Идентификация беременности слишком поздняя, сопровождается чувством досады или неприятного удивления; живот слишком маленький; соматический компонент либо не выражен совсем, либо состояние даже лучше, чем до беременности; динамики эмоционального состояния по триместрам либо на наблюдается, либо отмечается повышение активности и общего эмоционального тонуса; первое шевеление отмечается очень поздно; последующие шевеления носят характер физиологических переживаний, к концу беременности характеризуются как доставляющие физическое неудобство; активность в третьем триместре повышается и направлена на содержания, не связанные с ребенком.
  5. Амбивалентный. Общая симптоматика сходна с тревожным типом, особенностью являются резко противоположные по физическим и эмоциональным ощущениям переживания шевеления, характерно возникновение болевых ощущений; интерпретация своих отрицательных эмоций преимущественно выражена как страх за ребенка или исход беременности, родов; характерны ссылки на внешние обстоятельства, мешающие благополучному переживанию беременности.
  6. Отвергающий. Идентификация беременности сопровождается резкими отрицательными эмоциями; вся симптоматика резко выражена и негативно физически и эмоционально окрашена; переживание всей беременности как кары, помехи и т.п.; шевеление окрашено неприятными физиологическими ощущениями, сопровождается неудобством, брезгливостью; к концу беременности возможны всплески депрессивных или аффективных состояний.

Таким образом, тип переживания беременности отчасти отражает уровень психологической готовности к материнству. Можно предположить, что показателем высокого уровня готовности к материнству является адекватный тип. Наблюдение динамики и установление типа переживания беременности позволяет выделить группу риска матерей с крайними проявлениями (Эйфорический, Игнорирующий). Возможно, именно этим мамам требуется консультация психолога. 

Школа по подготовке к родам

Ожидание малыша – это радостная и очень ответственная пора в жизни каждой женщины. Это время, когда ей необходима поддержка родных людей, а также квалифицированных специалистов.  В школе по подготовке к родам на базе ОБУЗ родильного дома№1 беременные женщины могут узнать самую актуальную информацию о течении беременности, внутриутробном развитии ребенка, поведении во время родов, послеродовом периоде, а также основах ухода за новорожденными и грудном вскармливании. Школа — это не только полезная информация, но и психологическая поддержка для будущих мам, их мужей. Программа состоит из серии вебинаров, в ходе проведения которых участники могут задать все интересующие вас вопросы.

Цель программы: формирование адекватного отношения к родам и предстоящему материнству, субъектного отношения к ребенку; формирование уверенности в себе как в родителе; активной родительской позиции с адекватной ценностью ребенка. Ознакомление с информацией о развитии ребенка. Получение знаний и навыков поведения в родах, ухода и общения с ребенком.

Основные темы обсуждаемые в школе:

  1. Патологические и физиологические изменения в организме беременной. Особенности внутриутробного развития малыша. Факторы перинатального риска — что это и как снизить их влияние?
  2. Образ жизни, гигиена и питание во время беременности.
  3. Сроки наступления и предвестники родов. Когда надо собираться в роддом? Периоды, их продолжительность и основные биомеханизмы родов. Обезболивание родов: медикаментозные и не медикаментозные методы аналгезии, преимущества и недостатки каждого метода.
  4. Послеродовый период — определение и возможные осложнения. Лечебная гимнастика в послеродовом периоде. Половая жизнь и контрацепция после беременности.
  5. Социальные изменения во время беременности. Права беременных на работе. Все выплаты и пособия для беременных в России в 2021 году. Работа с ресурсами.
  6. Перинатальная психология. Психологическое упражнение «Древо семьи». Важность общения с ребёнком до рождения. Принятие беременности. Психологический настрой на контакт с ребенком. Семейные и партнёрские симбиозы. Эмоциональный контакт папы и ребенка. 3.Стили переживания беременности. Психологические степени готовности к родам. Позитивное мышление во время беременности. Психотерапевтические упражнение «Сцена родов». Процессы изменения состояния женщины перед родами. Все о «синдроме гнездования» к рождению малыша. Страхи беременных мам и их преодоление. Моделирование реальности. Собираем сумки в роддом.
  7. Психология родов. Поведение в родах. Продуктивность и нарушения. Психотерапевтическое упражнение «Что такое схватка? Выбор позы и ритма дыхания. Причины и навыки регулирования боли в схватках. Естественные родовые «передышки». Как их распознать и воспользоваться? Все о правильном дыхании в период схваток. Методы естественного обезболивания в родах (без медикаментов).
  8. Тайм-менеджмент для молодых мам, или как все успевать с ребенком. Расставляйте приоритеты и тратьте время на главное. Как разрешить основной конфликт в жизни современной женщины: «ребенок» или «карьера»? Как грамотное долгосрочное планирование может облегчить жизнь потенциальной молодой мамы? Как просить о помощь и делегировать полномочия. Как организовать пространство, в котором находится малыш, чтобы успевать следить за ним, улаживать дела и отдыхать ?
  9. Ваш новорождённый: особенности первого месяца. Первые дни в роддоме и после выписки. Как провести их максимально комфортно. Какие прививки предложат в роддоме Желтуха, пуповина, прыщи: где норма, где — нет. Первые купания и прогулки.
  10. Уход за малышом. Особенности кожи. Чем и как мыть ребёнка. Крема, присыпки, мази. Где потница и опрелости, а где заподозрить аллергию. Как выбирать одежду для дома и прогулок.
  11. Безопасность и вопросы здоровья. Безопасность ребёнка во сне, при ношении на руках и в слинге, в автокресле и коляске. Как часто нужны осмотры врача и анализы. Зачем это нужно. Витамин Д: как давать. С какими лекарствами быть особенно осторожными.
  12. Про питание и пищеварение. Если ребёнок на ИВ — на что обратить внимание при выборе смеси. Нужна ли при ГВ маме диета. Срыгивания: когда бить тревогу. Как понять, что пора вводить прикорм. С чего начать. Общие принципы.
  13. Самые выгодные инвестиции — молоко в ребенка. Значимость грудного молока для малыша и мамы. Рекомендации ВОЗ и ЮНИСЕФ. Состав грудного молока. Психо-гормональная природа лактации. Рекомендации по налаживанию лактации. Виды молока, сроки выработки.
  14. Этапы грудного вскармливания: Подготовка к ГВ, портфель грудного вскармливания Слагаемые успешного грудного вскармливания: Правильное прикладывание, уход за грудью. Организация грудного вскармливания в роддоме. Современные гаджеты для мам в налаживании лактации. Рекомендации по кормлению и сцеживанию молока.
  15. Трудности грудного вскармливания и способы их преодоления: а) Трещины сосков. б) Застой молока. в) Лактационный криз. Аксессуары для поддержки длительного грудного вскармливания. Условия длительной полноценной лактации.

В Школе будущих мам организованных в женских консультациях №3 и №4 города Иваново Вы можете узнать самую актуальную информацию о течении беременности, внутриутробном развитии ребенка, поведении во время родов, послеродовом периоде, основах ухода за новорожденными и грудном вскармливании, а также задать все интересующие Вас вопросы .